Данный тип насоса предназначен для откачивания из замкнутых пространств взрывобезопасного воздуха, не имеющего негативное влияние на материалы, из которых изготовлена рабочая камера. Помимо этого, насос способен перекачивать парогазовые смеси и сыпучие вещества. Насос HBP достаточно популярный на производстве радиотехнической электроники, химических веществ, машиностроении и прочих отраслях, где для обеспечения технологических процессов необходим низкий либо средний уровень вакуума.
Насос HBP
Существует несколько разновидностей такой техники, среди которых наиболее популярными являются пластинчато-роторные устройства моделей: HBP О.1Д, 2HBP О.1ДМ, HBP 1, HBP 4.5Д, 2HBP 5ДМ, 2HBP 2ОД, 2HBP 6ОД, 2HBP 9ОД, 2HBP 25ОД. Эти агрегаты способные перекачивать атмосферное давление, преобразовывая его в максимальное остаточное, при условии, что степень сжатия на этапе выхода из нагнетательного патрубка не будет превышать уровень атмосферного более чем на 9.3 кПа. Если рассмотреть модификацию 2HBP 5ДГ, то стоит отметить, что это устройство рассчитано на откачку из воздухонепроницаемых резервуаров либо закачку в герметичный объем воздуха до степени абсолютного выходного давления. Вдобавок, этот насос способен перекачивать гелий, аргон, токсичные газы, при условии, что их химический состав не повредит внутренние детали насоса и рабочую жидкость. Данное устройство имеет климатическое исполнение согласно ГОСТ 1515О-69, УХЛ4, при условии, что температура окружающей атмосферы либо откачиваемой среды, не будет превышать 10-35 градусов.
Что касаемо насоса HBP 4.5Д, то его климатическое исполнение характеризуется стандартом 04, согласно ГОСТ 1515О-469.
Пластинчато-роторные насосы HBP: принцип действия
В процессе вращения пластин на роторе, которые прижимаются к цилиндру специальными пружинами, газовая среда, поглощаемая с помощью входного отверстия, выдавливается благодаря центробежной силы через выводной канал посредству периодических изменений размеров внутреннего объема двух рабочих камер. Модели насосов 2HBP 6ОД, 2HBP 9ОД и 2HBP 25ОД обладают блочной компоновкой. Скелетом конструкции является стойка, которая крепится болтами к фундаментной плите. С одной стороны, сквозь специальную крышку устанавливается электрический двигатель, основной блок агрегата с рабочими органами, которые расположены в едином корпусе. Входные и выходные отверстия агрегата сделаны в общей раме. Входное отверстие расположено в верху, в боковой стенке стойки, а выпускной штуцер находится в нижней части боковой стенки. Элементы технологического сервиса устройства находятся с торцевой и верхней стороны стен конструкции корпуса. Они включают в себя следующие части:
- Два сервисных отверстия для заливки и слива масла, которые закрыты специальными заглушками с резиновыми уплотнителями;
- Визирное стекло с целью контролирования степени заправленного масло;
- Рукоятка настройки газобалластного аппарата.
Рабочая область пластинчато-роторных насосов складывается с двух ступенек, которые образуются с помощью цилиндров, роторов и пластинок. И сами цилиндры сосредоточены в едином блоке на штифтах и затянуты с помощью шпилек. Роторы крутятся между парами подшипников, так называемого качения.
Окончание стержня ротора второй ступени выведено в центральное отверстие задней крышки и является устройством масляного насоса пластинчато-роторного вида. Попадание смазки внутрь рабочей области происходит через специальный фильтр по каналу задней крышки, оттуда перетекает по нагнетательному каналу к закольцованной системе возврата. Чтобы постоянно поддерживалось необходимое давление в выводном канале, в заднюю крышку вмонтирован защитный клапан. Согласно маслоподкачивающему каналу, рабочая жидкость перетекает в стойку для смазки манжета и по каналу задней крышки под нижнюю часть клапана подачи смазки во вторую ступень. Согласно данному каналу, масло действует при помощи штуцера во внутрь цилиндра второй ступени.
Агрегаты 2HBP 25ОД имеют систему водяного охлаждения, которая используется в процессе работы насоса при наличии повышенного рабочего давления. Трубы с водой примыкают к подаче воды через муфту и контргайку. Минимальный расход охлаждающей жидкости не должен быть ниже 6 литров в минуту. Чтобы сократить расход масла при эксплуатации насоса с давлением от 10 до 760 мм рт. ст., вакуум насос оборудуются маслоотделительным механизмом, если того требует заказчик.
Вакуум насос HBP 0.1Д
Рабочая конструкция насоса HBP 0.1Д вместе с электродвигателем закрепляются на стойке. Оба элемента с помощью фланцев закрепляются на едином скелете, при этом корпус, в добавок, выполняет функцию емкости, куда заливается масло. Чтобы снизить выброс смазки вместе с отработанными газами, в средней крышке установлен специальный экран. Высвобождение выхлопных газов из насоса исполняется при помощи четырех отверстий в пробке.
Процесс передачи вращения ротора первой ступени от электрического двигателя выполняется благодаря полумуфте, а второй ротор двигается благодаря соединяющей шпонке, идущей от первого ротора. По запросу покупателя на двигатель вакуум насоса может устанавливаться оболочка, к которой прикрепляется вилочный разъем, предназначенный для подключения к электропитанию.
Насос вакуумный HBP 1
Что касается конструкции насосов HBP 1, то она являет собой многоблочный механизм, с передачей вращающегося движения ротору прямого типа. В передней части электрического двигателя убран кожух, а на его место прикручена крышка. Конструкция насоса прикручена к передней крышке, создавая таким образом резервуар для заправки агрегата вакуумным маслом, предназначенным в качестве уплотнителя для рабочих зазоров механизма ротора, нагнетательного клапана, и чтобы смазывать трущиеся поверхности внутри цилиндра. Для заливки масла предусмотрено соответствующее отверстие в корпусе, на котором устанавливается пробка с резиновым уплотнителем. Чтобы слить масло предусмотрено также отводное отверстие, заглушенное такой же пробкой. Для контроля над уровнем масла имеется специальное смотровое окошко со стеклом.
Лопасти на роторе, цилиндрическая поверхность и две крышки, формируют основной блок агрегата, что прикреплен к передней крышке с помощью 4 болтов. На передней крышке расположена манжета, предназначающаяся для того, чтобы уплотнить приводной вал пластинчато-роторного насоса.
Подключение устройства к вакуумной системе исполняется через специальный переходник, устанавливаемый на боковой стенке стойки либо в верху при выкрученной пробки. Выхлопные газы могут выводиться, проходя сквозь специальный фильтр, предотвращающий выпуск масляных паров в окружающую среду.
Вакуумный насос HBP 4.5Д
Теперь рассмотрим насос HBP 4.5Д. Его система является моноблочной, и установлено на соответствующие стойки, к которой с одной стороны закреплен двигатель, а с другой стороны сам насос. Данная конструкция фиксируется к монтажной плите, а ее ножки в самом низу имеют амортизирующие механизмы. Чтобы перенести такой насос стойка снабжена рукоятками. На стройке вмонтированный фланец и газобалластный клапан, которые предназначаются для исключения конденсации паров в процессе откачки парогазовых смесей. В середине фланца расположен фильтр, исключающий проникновение механических крупиц в середину рабочей области насоса. Соединение фланца с рабочей магистралью осуществляется быстросъемным зажимом. В верхней части корпуса насоса расположена пробочка для заправки маслом. Она обладает радиальным отверстием, сквозь которое выходит выхлоп отработанных газов в окружающую среду. Если особенности производства запрещают отводить выхлопные газы внутрь помещения, на радиальное отверстие можно прикрутить специальный переходник, который через фильтр подключается к выводной вентиляции, обеспечивающей выброс выхлопа за территорию помещения. В торцевой части корпуса насоса существует окошко маслоуказателя для контроля степени уровня смазывающей жидкости и пробочки для ее слива.
Элементы ротора и пластинки находятся в цилиндре между двумя крышками. Первая ступень механизма состоит из ротора, пластинок, цилиндров, задней крышки и средней крышки, в то время как те же самые элементы, но в совокупности с передней крышкой образуют вторую ступень. Все эти крышки вместе с цилиндром первой ступени закрепляются трубчатыми штифтами, а крышки и цилиндр второго уровня стягиваются коническими штифтами. Две полученные половинки скрепляются между собой длинными шпильками и фиксируются болтами, образуя таким образом рабочую конструкцию, закрепляющуюся на стойке двумя длинными болтами.
Для того чтобы пластины ротора прижимались к внутренней поверхности цилиндра, под ними расположены специальные пружины, которые обеспечивают необходимый натиск. Вращательный момент от электрического двигателя передается ротору второй ступени через вкладыш. Сам же ротор приводит в движение ротор первой ступени благодаря переходной крестовине. Свободное вращение обоих роторов происходит благодаря размещению их внутри скользящих подшипников, зафиксированных в боковых крышках. Внутренняя полость обеих ступеней объединяется последовательно перепускным устройством в средней крышке. Непроницаемость рабочих камер гарантируется за счет сверхточной обработки боковой поверхности цилиндра и крышек. Во избежание утечки смазывающей жидкости, при попадании внутрь насоса воздуха из атмосферы, на валу ротора второй ступени устанавливается уплотнительная манжета. Для полноценного отвода отработанных газов в корпусах обоих цилиндров расположены выпускные отверстия. Каждое из этих отверстий имеет клапан, который с помощью пружины вжимается в седло для закрытия прохода в момент отсутствия выхлопного газа. Как на корпусе первой ступени, так и на корпусе второй, поставлена сеточка, которая уменьшает выброс масла в магистраль для выхлопа. В систему подачи масла входит серия каналов притока жидкости к рабочим органам агрегата. Смазка, благодаря перепаду давления передвигается по каналу передней крышки в сторону манжетного пространства и попадает внутрь подшипника, установленного в данной крышке. Затем, при помощи калиброванного отверстия, которое определяет расход, внутрь рабочей зоны второй ступени так же поступает масло. Во вторую ступень смазывающая жидкость поступает из первой, проходя через зазоры в подшипниках, расположенных в средней крышке. Газобалластный механизм являет собой натекательное устройство, снабженное возвратным клапаном, и складывается из корпуса с проточкой. Для закачки воздушной массы через газобалластный механизм, следует вывернуть пробочку на 2-3 витка. Воздушное пространство, через радиальное отверстие в пробке перетекает внутрь рабочей полости второй ступени. Расходование воздушной массы через газобалластное приспособление обуславливается калиброванной дырой на передней крышке. В качестве охладительной системы применяется сила окружающего воздуха, благодаря интенсивному оребрению стойки и самого корпуса. Поток воздуха нагнетается с помощью механизма крыльчатки на двигателе.