В качестве средства для раннего типа диагностик применяются специальные вакуумметры, которые могут эффективно выявлять технические неисправности двигателей либо определять степень вакуума в разных замкнутых объемах. В некоторых случаях, данный прибор может заменяться преобразователем давления электронного типа.
Как пользоваться вакуумметром
В первую очередь необходимо разобраться, что такое вакуумметр. Это прибор, с помощью которого производится измерение отрицательного давления в середине герметичного сосуда, а точнее то, на какой уровень давление внутри данного объема ниже, чем атмосферное для местонахождения в момент замера, его еще называют вакуумметрическим давлением. Кстати, у вакуумметра есть еще и другое название – манометр.
Рассмотрение принципов работы и примеров использования вакуумметров будет представлено на примере диагностики автомобильного двигателя. Безусловно, современные автомобили до зубов напичканы электроникой и способностью самостоятельно регулировать клапана, выставлять позднее либо раннее зажигание, контролировать обстоятельства пропусков зажигания, корректировать подачу топлива в случае, если появился подсос воздуха и так далее. Но ведь есть и более старые модели машин, где установлена стандартная топливная система, которую компьютер не в состоянии самостоятельно настроить. В данной ситуации выручить сможет только качественный вакуумметр.
Значение степени вакуума очень важно для нормальной работы автомобиля и проверить его уровень с помощью вакуумметра является самым быстрым и легким методом. При тестировании двигателя нет необходимости использовать специальные переходники для подключения измерителя к топливному расходомеру, как в ситуации с измерениями давления в топливе. Свечи также не придется выкручивать, так как простейшее подходящее место для подключения вакуумметра находится на впускном тракте.
На самом деле, в момент измерения давления во впускном тракте происходит сравнивание разряжения внутреннего пространства с давлением атмосферы вне впускного тракта. Найденная разница между двумя этими давлениями, в принципе и является главной причиной попадания воздуха и горючего вовнутрь камеры сгорания. Если судить объективно, то внутреннее давление не является вакуумом, а в большей степени разряженной средой, но для удобства и более понятного слова для восприятия, в дальнейшем все же будет применяться термин «вакуум».
Уровень имеющегося в впускном коллекторе вакуума напрямую зависит от количества оборотов двигателя и положения дроссельной заслонки. Концепция снятия показаний строится на отключении подачи топлива и зажигания, после чего необходимо крутить стартером для генерации вакуума внутри впускного тракта. Скорость вращения двигателя влияет на величину вакуума, и чем быстрее он крутится, тем ниже вакуум создастся. Это явление будет происходить до тех пор, пока дроссельная заслонка будет находиться в закрытом состоянии. После ее открытия, степень вакуума должна падать, но только в том случае, когда количество оборотов вращения двигателя будет на постоянном уровне.
За счет того, что при проведении тестов вакуумметром, при запуске двигателя в процессе не участвуют ни свечи, ни топливо, можно определить именно механическое состояние мотора. Дело в том, что измерение вакуума в чистом виде является наиболее упрощенным вариантом для определения полученных показаний.
Из вышеописанного становится понятным, что проведение измерений без участия топливной системы и зажигания называются «пусковой тест», а значения, выдаваемые вакуумметром – «пусковой вакуум».
Дела будут обстоять совсем по-другому, когда тестирование будет производиться с поступающим топливом и работающим зажиганием. Дело в том, что два этих фактора играют важную роль в изменениях оборотов двигателя. Для примера рассмотрим две абсолютно одинаковых машины, которые заведены и работают с одинаково открытыми в конкретном положении дроссельными заслонками. В один из автомобилей поступает более обедненная смесь, что приводит к падению оборотов мотора. Для того, чтобы сравнять количество оборотов с вторым автомобилем, где двигатель крутится правильно, необходимо приоткрыть дроссельную заслонку до момента, когда обороты увеличится на необходимый уровень. В процессе поворота заслонки, будет уменьшаться сопротивление входящему воздуху и это станет причиной снижения вакуума и уменьшения показателя на вакуумметре. Из этого следует, что таким образом можно достаточно точно определить правильность работы двигателя, и чем показатели вакуума будут выше при наличии конкретного числа оборотов и раскрытой заслонке, тем, соответственно, будет лучше работать мотор.
Да, когда степень вакуума во впускном коллекторе высокая – это хорошо, но если она низкая, то становится очевидным, что у проверяемого двигателя есть проблемы. Что именно неисправно, определить достаточно сложно, так как это может быть как зажигание, подача топлива так и механические повреждения. Чтобы разобраться более подробно в возможных вариантах неисправности, ниже приведены способы разных тестов и методы их анализации.
Диагностика двигателя вакуумметром
Наиболее популярным вакуумметром для снятия показаний считается устройство, имеющее шкалу от -1 до 0 кгс/см2. Для того, чтобы не путаться в значениях и расчетах здесь будут применяться единицы измерения американского типа, значение которых указываются в дюймах ртутного столба. 1inch Hg = 3.385Е-2 bar, 1inch Hg = 3.4532Е-2 кг/см2, 1inch Hg = 3.342Е-2 атм. Если эти показания пересчитать на отечественный манер, то отклонения будут незначительными и особо не сыграют роли, так как в этих показаниях более важным фактором является последовательность величин, а также их относительное значение в момент проведения различных тестов.
В первую очередь необходимо подключить вакуумметр к соответствующему порту на впускном тракте, предварительно убедившись, что данный порт не загрязнен сажай. Из-за того, что разные машины имеют различную конструкцию, лучше подключать прибор по центру впускного коллектора, чтобы показания были как можно точнее. В стандартной ситуации для запуска двигателя необходимо создание вакуума приблизительно 0.03 кгс/см2. Если двигатель полностью исправен, то в процессе продолжения вращения он будет увеличивать степень вакуума в коллекторе до состояния нормального пускового разрежения, степень которого варьируется от 0.1 до 0.2 кгс/см2. То, насколько большой вакуум создастся двигателем зависит скорость заводки автомобиля и соответственно, чем большее количество цилиндров в двигателе, тем сильнее будет сжатие и вакуум станет стабильнее.
В случае с неравномерным запуском двигателя, показатели пускового вакуума тоже будут нестабильными и стрелка станет пульсировать. Самой распространенной причиной, которая обуславливает плохой запуск двигателя является ремень ГРМ. Существует и более редкие случаи, когда у машины есть проблемы с водяным охлаждением, при которых двигатель сильно нагревается и в момент запуска происходит так называемый «дизельный эффект».
Существуют также другие тесты, которые основываются на замере показаний при холодном и при горячем двигателе. Таким образом, если на холодную машина долго заводится и при этом вакуумметр показывает пульсирующие движения, то скорее всего проблема будет находиться в подсосе воздуха топливной системой либо в самом насосе, неполноценно подводящим топливо.
Как проверить вакуумметр
В зависимости от конкретных случаев, проверка вакуумметра может производиться комплектно либо поэлементно. Для того, чтобы осуществить полноценную проверку работоспособности и правильности считывания показаний прибора, нужно выполнить следующие действия:
- Произвести внешний осмотр устройства. На данном этапе необходимо установить отсутствие механических дефектов и повреждений, которые могут повлиять на работоспособность прибора. Сравнить комплектацию вакуумметра с ее описанием в техническом паспорте. Из того же паспорта необходимо узнать маркировку прибора и сравните ее со значением на корпусе. Также нужно посмотреть на обозначения шкалы и удостовериться с их правильностью в соответствии с документацией.
- Сделать пробный тест на образце, заведомо зная, какие должны быть показатели. Помимо этого, необходимо проверить инструменты замеряющие показатели, подавая на них питание во всех рабочих режимах.
- Произвести проверку технических характеристик. В соответствии с технической документацией к конкретному вакуумметру необходимо произвести сравнение параметров разных режимов замеров, характеристику блокировочных, защитных, сигнализирующий и прочих устройств. Если какой-то из параметров не соответствует необходимому значению, то такое устройство нельзя использовать в качестве тестера.
-
Определить метрологические характеристики. Эта процедура заключается в определении диапазонов измерений давления и главной погрешности преобразователя. Чтобы произвести метрологическую проверку всех характеристик, нужно совершить ряд специальных операций:
- В первую очередь следует произвести подключение проверяемого прибора к образцовому вакуумметрическому механизму, который обеспечивает обработку создаваемого низкого давления и имеет возможность регулировки степени разрежения в диапазонах, соответствующих тестируемому измерительному прибору. Для того, чтобы полноценно протестировать вакуумметр, трубка, которой будут соединяться два устройства, должна иметь одинаковое сечение с штангелем вакуумметра и обладать пропускной способностью более 3 х 10-З мЗ/с. После подключения необходимо удостовериться в полной герметичности всех соединений;
- После того, как будут подключены заведомо рабочий и тестируемый вакуумметры к вакуумной камере, необходимо убедиться, что они расположены симметрично по отношению к откачивающему отверстию. Существует практика, когда вакуумметры можно подключать другими способами и размещении в пространстве, но это скорее индивидуальные случаи, чем стандартные;
- Необходимо убедиться в том, что оба вакуумметра не создают друг другу электрических, магнитных или других видов помех. Чтобы это проверить, отключите по очереди каждый из вакуумметров и проверьте измерение сначала образцового устройства, а затем тестируемого. Если при включении и отключении обоих приборов показатели вакуума меняются, то необходимо как можно больше отдалить их друг от друга;
- Очень интересным фактором является то, что одновременно можно проверять большое количество вакуумметров, если конечно соблюдать условия, описанные в предыдущем абзаце;
- Теперь необходимо выкачать воздух с образцовой вакуумной установки до необходимого уровня остаточного давления Р0, которая связана с нижним пределом Рmin, диапазон измерений проверяемого вакуумметра с коэффициентом а. Формула, следующая: Р0 =а Рmin;
- Воспользовавшись натекателем необходимо отрегулировать поступление газа в измерительный резервуар. В диапазонах давления Рmin-Рmах (Рmах — верхний максимум диапазона давлений) проверяемого устройства, установить проверочные точки дискретным способом, размещая их в соответствии с ростом давления и интенсивностью не меньше, чем три точки (в случае с индивидуальной проверкой необходимо устанавливать по пять точек в границах каждой декады давления). Такое тестирование необходимо произвести во всем диапазоне измерений;
- В случае тестирования вакуумметров теплового либо деформационного вида, при условиях давления более 1 х 10-2 их можно проводить в режиме статики, что означает отсутствие необходимости откачивания камеры в процессе установки замеряемого давления. Все остальные разновидности вакуумметров требуют проверки в динамическом режиме, где откачка камеры осуществляется непрерывно;
- После того, как будет установлено постоянство давления во всех проверочных точках (давление фиксируется по константе показателей исправного вакуумметра на протяжении 30 сек — 1 минуты), необходимо произвести регистрацию показаний обоих устройств одновременно.