При постоянной эксплуатации вакуумного насоса неизбежно проявление падения его производительности. Одной из главных причин такой неисправности может стать падение уровня вакуума внутри агрегата. Зафиксировано много случаев, когда механизм вакуумного насоса поддается разряжению и соответственно, степень вакуума сильно уменьшается, что напрямую влияет на качество генерации низкого давления и скорость откачки.

Проверка насоса на «сухой вакуум»

При проявлении такой ситуации вакуумную систему необходимо протестировать на предмет «сухого вакуума». Это необходимо для определения дальнейших действий, связанных с восстановлением работоспособности устройства. В первую очередь необходимо перекрыть все затворы и вентили на самом насосе, после чего запустить двигатель для нагнетания внутри насоса необходимого уровня давления.

Допустимая мера уменьшения разрежения внутри вакуумного механизма составляет 13 кПа, но если этот порог превышен, то насосу обязательно потребуется ремонт. Снизить затраты на восстановление работы устройства проще, если у пользователя еще сохранилась гарантия, по которой производитель просто совершит сервисный ремонт или полностью заменит насос на новый. В противном случае, потребуется вызов специалистов в данной области, сумма оплаты труда которых напрямую зависит от сложности поломки.

Проверка пожарного насоса на «сухой вакуум»

На любой пожарной части в состав штата входит механик, в обязанностях которого есть функция проведения испытаний пожарного насоса на наличие полной герметичности. В идеале, такую процедуру необходимо проводить перед каждым выездом пожарной машины, но чаще всего это делается по определенному графику, к примеру, раз в неделю.

Пожарный насос НЦПН-100/100М

В процессе проведения тестирования пожарного насоса на «сухой вакуум» необходимо выполнить следующие операции:

  1. Проверить насос на предмет наличия в нем воды. Если оставить там жидкость, то при создании глубокого вакуума она начнет переходить в парообразную форму и не позволит сгенерироваться необходимому разряжению. Для того, чтобы удалить воду из внутренней полости насоса необходимо открыть сливной кран при раскрытом вакуумном клапане;
  2. Завести двигатель пожарной машины;
  3. Удостовериться, что сливной кран полностью закрыт, напорные патрубки надежно отсечены от отверстия насоса, перекрытые выходы к трубопроводу пенобака и вспомогательного охлаждения, а также проверить плотность закрытия вентиля цистерны;
  4. Произвести открытие вакуумного клапана с помощью соответствующей ручки, повернув ее в положение «на себя» до конца. Это необходимо для того, чтобы вакуумный клапан нажал на шток нижнего клапана, открывающего соединение между полостью насоса и трубопровода вакуумной камеры;
  5. Активировать ГВА. Эта процедура изменит положения клапана в механизме газораспределения, который провоцирует открытие выхода газа в газоструйный вакуумный механизм, а также перекроет выходное отверстие для газа в сторону глушителя;
  6. Теперь необходимо увеличить обороты двигателя до максимума с помощью рычага, управляющего дроссельной заслонкой. Повышение оборотов необходимо для ускоренного создания разрежения, благодаря прохождению большого объема отработанных газов сквозь сопла, в вакуумную камеру и ГВА;
  7. Теперь необходимо дождаться, когда показания мановакуумметра будут находиться на З/4 между 0 и -1, что должно соответствовать 560 мм рт. ст. Затем необходимо закрыть вакуумный клапан и при этом не сбрасывать обороты;
  8. Понизить скорость вращения двигателя, чтобы отработанные газы не препятствовали отключению ГВА;
  9. Отключить ГВА;
  10. Проследить за показаниями стрелки мановакуумметра в течение 3-х минут. Если давление упадет на 100 мм рт. ст. и больше, такой насос будет считаться неисправным, в виду плохой герметичности.

Показания мановакууметра при испытании насоса на «сухой вакуум»

Особенности проверки вакуумного пожарного насоса на «сухой вакуум»

Во время проведения испытаний с вакуумной установкой на пожарной машине, необходимо взять во внимание, что время для создания необходимого разряжения должно составлять максимум 20 секунд. В противном случае, существуют несколько причин затяжной подготовки агрегата к работе: уменьшилось проходное сечение вакуумной установки вследствие загрязнения либо неполноценного открытия крана вакуумного клапана; износ кулачка вентиля; неисправен шток клапана.

Схема вакуумной системы пожарной машины

Если взглянуть на мановакуумметр, установленный на агрегате, то можно заметить, что на нем отсутствуют показания отделений, соответствующие миллиметрам ртутного столба. Поэтому, чтобы корректно зафиксировать измерения, необходимо учесть, что значение -1 является показателем в 760 мм рт. ст. Из этого следует, что стрелка должна находиться на З/4 расстояния между 0 и -1 со стороны нуля.

Существует несколько приемов, с помощью которых можно более достоверно выявить причину неисправности вакуумного оборудования на пожарной машине:

  • Для начала стоит удостовериться, что на агрегате установлен рабочий мановакуумметр. Его можно либо заменить на заведомо исправный, либо снять и поставить на другой насос;
  • Произвести опрессовку насоса водой, используя другой насос с давлением до 10 кг/см2. Таким образом, можно визуально увидеть, с какого места в корпусе насоса сочится вода и произвести устранение течи. Если на самом насосе нет утечек, то необходимо провести проверку всей вакуумной системы на предмет герметичности. Для этого нужно сгенерировать с помощью насоса давление порядка 5 атмосфер и открыть вакуумный клапан. Теперь можно произвести визуальный осмотр всей системы и обнаружить утечку вакуума;
  • Нужно убедиться в исправности механизма затвора газораспределения. Когда работает ГВА, газ не должен поступать в глушитель и сирену;
  • Проверку состояния проходного сечения трубопровода проводят определением количества выходящей жидкости из диффузора, в момент подачи воды под напором сквозь открытый вакуумный клапан.

Конструктивные элементы вакуумного насоса пожарной машины

Особенности использования пожарных насосов зимой

Главным врагом вакуумной установки пожарной машины является мороз, так как он провоцирует замерзание жидкости и блокировку функциональности агрегата. Для того, чтобы этого избежать, необходимо обеспечить проведение определенных мер, связанных с исключением возможности замерзания воды в системе:

  • Когда на улице температура опускается ниже нуля, водитель должен запустить систему прогрева насосного отделения и отключить дополнительный контур охлаждения двигателя;
  • В перерывах между прекращением подачи воды насосом, нельзя останавливать его работу и отключать приводной механизм;
  • Когда насос задействован, оператор должен закрыть дверцу рабочего отсека и контролировать показания через смотровое окно;
  • Чтобы оградить пожарные рукава от замерзания в них воды, нужно оставлять приоткрытыми вентили подачи жидкости;
  • Если на улице сильный мороз, то в процессе разборки линии рукавов начинать необходимо от распылителя, двигаясь к насосу и при этом не выключать небольшую подачу воды;
  • Когда пожарная машина долго находится на холоде без действующего насоса, с него нужно слить всю воду через соответствующий вентиль, при открытом вакуумном клапане;
  • Перед тем, как использовать насос в зимнее время после продолжительной стоянки, в первую очередь следует с помощью заводной рукоятки провернуть вал двигателя и привода на насосную установку для того, чтобы убедиться, что колесо не примерзло;
  • Если все же в какой-то части вакуумной системы появилась замерзшая вода, то лед можно удалить путем поливания горячей водой либо паром, используя специальный переносной парогенератор, а в некоторых случаях будет достаточно продуть систему выхлопом двигателя на малых оборотах, во избежание перенагрузки системы.